Паника на российском фондовом рынке переросла в настоящий кризис
Утро после краха. Паника на рынке переросла в настоящий кризис
Российские фондовые рынки утром 17 сентября выросли на несколько процентов. Таким образом, трейдеры пытались отыграть потерянные в ходе "черного вторника" позиции. Но уже через час после открытия торгов стоимость акций вновь поползла вниз. Это означает, что 16 сентября инвесторы продавали ценные бумаги не от минутной паники. А от безысходности. Российские фондовые рынки утром 17 сентября выросли на несколько процентов. Таким образом, трейдеры пытались отыграть потерянные в ходе "черного вторника" позиции. Но уже через час после открытия торгов стоимость акций вновь поползла вниз. Это означает, что 16 сентября инвесторы продавали ценные бумаги не от минутной паники. А от безысходности. Российские фондовые рынки утром 17 сентября выросли на несколько процентов. Таким образом, трейдеры пытались отыграть потерянные в ходе "черного вторника" позиции. Но уже через час после открытия торгов стоимость акций вновь поползла вниз. Это означает, что 16 сентября инвесторы продавали ценные бумаги не от минутной паники. А от безысходности.
Хватило на час
После того, как РТС и ММВБ за день опустились на 11 и 17 процентов соответственно, на следующий день на рынке должен был последовать скачок вверх. Так бывает всегда после слишком больших падений – инвесторы понимают, что распродавали своих активы по неадекватной цене и вновь стремятся их приобрести. Почти так случилось и утром 17 сентября – с той только разницей, что рост РТС и ММВБ продолжался недолго. Хотя все основания для скупки ценных бумаг и российских трейдеров были.
Во-первых, накануне закрылись в плюсе американские биржи, причем им не помешало даже решение Федеральной резервной системы США оставить базовую ставку без изменений. После того, как 15 сентября Dow Jones упал на рекордную величину с 2001 года, чиновникам необходимо было найти какой-нибудь способ поддержать фондовый рынок. Однако в ФРС решили не торопиться, заявив, что борьба с инфляцией пока остается приоритетом. Во-вторых, на рекордное падение РТС и ММВБ уже отреагировали российские власти, правда, пока словами, а не делом. Так, премьер-министр Владимир Путин заявил, что России удастся справиться с последствиями мирового финансового кризиса благодаря "подушкам безопасности", созданным в экономике за последние годы. Кроме того, он отметил, что Минфин и Центробанк уже обсуждают, как помочь российскому фондовому рынку и банкам в сложившейся ситуации.
Ни один из западных фондовых индексов не упал 16 сентября так, как российский ММВБ. Второе место в Европе занял украинский ПФТС - он обвалился по итогам дня на 14 процентов. Прокомментировал ситуацию на РТС и ММВБ и министр финансов Алексей Кудрин. Он также попытался успокоить инвесторов. "Риски в нашей системе есть: чем больше толчков мирового кризиса, тем больше рисков в России, но они не носят чрезвычайного, системного характера", - отметил министр. Этих новостей РТС и ММВБ хватило только, чтобы подняться на несколько процентов. На графике РТС видно, что рост продолжался около часа, а уже к 12:00 индекс просел более чем на шесть процентов. На ММВБ индекс сумел продержаться в плюсе подольше, однако пиковые значения также были пройдены к 11:00 – 11:20. А к 12:20 торги акциями на ММВБ были приостановлены.
Кризис уже наступил
В чем же причина того, что инвесторы на бирже вновь стали распродавать доли в российских компаниях, многие из которых после вчерашнего падения стали стоить меньше величины собственного капитала? Российские деловые СМИ связывают кризис на фондовом рынке с гораздо более масштабным – с кризисом ликвидности, уже охватившим российскую банковскую систему. Для простых россиян последний гораздо опаснее – если от падения РТС и ММВБ могут пострадать только вкладчики ПИФов и ряд инвестбанков, то кризис ликвидности грозит временным неисполнением обязательств в ряде банков. Если же начнется паника и вкладчики начнут массово забирать деньги со своих счетов, обвал может обернуться настоящей финансовой катастрофой.
Из-за оттока капитала из России, который резко ускорился после начала войны в Южной Осетии, а также из-за того, что западные банкиры стали с большой неохотой кредитовать российских коллег, у отечественных финансовых организаций просто закончились деньги. Первые сигналы кризиса ликвидности банки подали уже пару недель назад, когда стали занимать на однодневных аукционах Сбербанка сотни миллиардов рублей. Кроме того, повысился спрос и на деньги Минфина, которые выдаются в рамках депозитных аукционов. Однако в "черный вторник", как утверждают российские деловые СМИ, кризис достиг небывалых масштабов. Так, газета "Ведомости" обратила внимание на то, что на рынке межбанковского кредитования ставки по однодневным кредитам достигали 15 процентов годовых. При этом небольшим банкам привлечь средства было вообще невозможно.
"Скоро у нас всех будет много свободного времени, тогда и отдохнем", - такие мрачные шутки трейдеров приводит 17 сентября газета "Коммерсант".
Кроме того, участники рынка, опрошенные газетой, утверждают, что крупные игроки на рынке – Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк – практически прекратили кредитование банков. Тем, в свою очередь, чтобы получить средства на нормальное функционирование, пришлось продавать принадлежащие им акции российских компаний. Это создало дополнительное давление на рынке. Одной из первых жертв кризиса может стать (или уже стал) инвестбанк "Кит Финанс". По данным все той же газеты "Ведомости", эта организация не смогла исполнить обязательства перед контрагентами на 6-8 миллиардов рублей. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, "Кит Финанс" принялся продавать на рынке принадлежащие ему ценные бумаги "Ростелекома", в итоге обвалив капитализацию оператора связи.
Еще одной жертвой кризиса могут стать компании, которые кредитовались под залог своих акций. Не исключено, что они из-за недостатка ликвидности могут сменить собственников, а некоторые – обанкротится, отмечает газета "Коммерсант". Этот вариант развития событий кажется вероятным, так как летом 2008 года на рынке уже начались технические дефолты целого ряда компаний "третьего эшелона", то есть некрупных, но получивших доступ на биржу фирм.
Кризис против резервов
Если в банковском секторе случился кризис ликвидности, а у страны есть огромные валютные резервы, которые были получены ранее от высоких цен на нефть, то почему не потратить эти деньги на поддержание российского рынка? Так, наверняка, думают многие, в том числе и в правительстве. Однако против такого плана спасения выступает министр финансов Алексей Кудрин. Он отмечает, что государство не должно брать на себя компенсации рисков всех коммерческих структур. Кроме того, рейтинговые агентства уже пообещали снизить кредитный рейтинг России, если госсредства пойдут на фондовый рынок. Это означает, что компаниям будет еще сложнее получать кредиты, а значит, - и существовать дальше. Что предпримет в такой ситуации правительство, сказать пока сложно. Но предпринимать, видимо, уже пора – без государственной поддержки рынок с кризисом вряд ли справится. Александр Поливанов
по материалам Lenta.ru