Приступами паники называются внезапные эпизоды сильной тревоги, для которых типично неожиданное начало – без предвестников и видимой причины. Приступы обычно длятся от минуты до часа и возникают в среднем два-четыре раза в неделю. В некоторых случаях приступы исчезают на длительное время, а затем без видимой причины вновь возвращаются. Тяжесть приступов может значительно различаться даже у одного и того же человека.
Приступы паники не опасны в том смысле, что не могут являться причиной смерти, но они могут причинять людям страдания и значительно «отравлять» им жизнь. С течением времени многие люди, испытывающие повторяющиеся приступы паники, становятся все более тревожными. У пациентов может развиться одна или несколько фобий, они могут начать избегать тех мест и ситуаций, в которых их застигли приступы. Если приступы паники существуют долго, то пациенты избегают строить планы, боятся путешествовать. Все это приводит к ограничениям в социальной и семейной жизни [1–3].
Распространенность панического расстройства, по данным эпидемиологических исследований, составляет 1,9–3,6 %, а по некоторым источникам, до 5 % населения, причем оно в два-три раза чаще наблюдается у женщин [3–6]. Паническое расстройство встречается не только у взрослых, но и у детей и подростков школьного возраста [7, 8].
Историческая справка. Еще в конце XIX века З. Фрейд описывал состояния, при которых внезапно возникающая тревога не была обусловлена объективными обстоятельствами, сопровождалась нарушениями сердечной деятельности, дыхания и других соматических функций. Эти состояния назывались «тревожные атаки» ( anxiety attacks – англ.). Приступы описывались в составе «невроза беспокойства». Понятие «паника» рассматривалось как разновидность тревоги, т. е. паника – это тревога, характеризующаяся внезапным началом и высокой интенсивностью. Само слово произошло от имени древнегреческого бога стад, лесов и полей Пана. Согласно легенде Пан, неожиданно появлявшийся козлоногий, покрытый шерстью, повергал человека в такой стихийный, беспричинный ужас, что он опрометью бросался бежать, не разбирая дороги, через горы, по краю пропасти, не думая о том, что само бегство может быть опасным и грозить гибелью.
В отечественной медицинской литературе длительное время использовался термин «вегетативный криз». Развитие приступов связывалось с возникновением дисфункции вегетативной нервной системы. Считалось, что клинические проявления приступа зависят от того, какое из звеньев преобладает в этом дисбалансе – симпатоадреналовое или вагоинсулярное. В соответствии с этим выделяли два типа вегетативных кризов: симпатоадреналовый или вагоинсулярный. В настоящее время это разделение вегетативных кризов на типы не используется, так как не доказано, что симптомы, возникающие при данных состояниях, связаны исключительно с гиперактивностью симпатоадреналового или вагоинсулярного звеньев вегетативной нервной системы [9].
Источник: www.pan-at.com
|
|